Уникальную историю своей семьи поведал наш давний читатель – староминчанин Иван Григорьевич Луговской. Его отец и мама родились в 1898 году в хуторе Желтые Копани. Скромные труженики работали в колхозе, здесь же, на хуторе, создали семью и с 1924 по 1939 годы родили девятерых (!) детей - Александра, Николая, Ольгу, Таису, Петра, Георгия, Алексея, Ивана и Марию.

 

По-разному сложилась их судьбы, жесткие отметины оставили коллективизация и голодомор. Однако наиболее судьбоносным испытанием для семьи стала Великая Отечественная война…

 

 

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ

 

Их отец – Григорий Яковлевич Луговской – прошёл всю войну: с 41 по 45 годы. Прошёл в буквальном смысле- рядовым пехотных частей на различных фронтах. Воевал умело, с русской мужицкой смекалкой бил врага, от вражеских пуль и снарядов за спины товарищей не прятался. Перенес два тяжелых ранения, заслужил пять боевых наград, включая медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

 

Как вспоминает сын Иван, родившийся в 1937 году, отец пришел с войны с подорванным здоровьем. Вновь, как и в мирное время, работал бухгалтером в колхозе. А в 1957 году, не дожив до шестидесяти, рядовой запаса Григорий Яковлевич Луговской умер от открывшихся фронтовых ран. Сохранились лишь его награды и крохотная фотокарточка, датированная июнем 1956 года.

 

Пока шла война, все эти тяжелейшие 1418 дней и ночей дома с детьми оставалась его жена – Дарья Ивановна Луговская (Колодезная). Все, кроме первенца Александра. 2 сентября 1940 года тому исполнилось восемнадцать, и парень был призван в Красную Армию - в учебное подразделение на западных рубежах Белоруссии. Ранним утром 22 июня 1941 года он как раз находился на посту, охраняя сон курсантов стоявшего в лесу летнего лагеря отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона. Буквально за пару часов их эвакуировали по железной дороге на окраину Минска, где зенитчики приняли первый бой, сбивая самолеты врага.

 

Так для паренька из Староминского района начиналась его долгая служба. Сотнями фронтовых дорог прошел командир зенитного орудия А. Луговской, воюя в Белоруссии, под Москвой, в Украине, Молдавии, Румынии, Австрии. Десятки и сотни жарких сражений, прорывов-выходов из окружений, отчаянных атак, опасных заданий. В звании старшины батареи Александр воевал отважно, инициативно и грамотно. Еще при обороне Москвы, когда их зенитный расчет уничтожил три немецких танка и два самолета, заслужил орден Боевого Красного Знамени. А всего в его послужном перечне - более 20 орденов и медалей.

 

День Победы 22-летний Александр встретил в австрийском Линце. Его оставили служить дальше. За плечами было босоногое хуторское детство, учеба в станичной школе, работа на полях и личном подворье родителей. Что видел он до войны? Зато с 1940 года, за пять огненных лет, прошел такую школу жизни, которую иным и вовек не постигнуть.

 

Александр Луговской принял решение стать офицером: выучился в высшей военной школе, служил замполитом и командиром полка, исколесил всю страну – от Ленинграда до Забайкалья… В отставку вышел в звании полковника, когда заканчивал службу в Молдавии. Там и остался с семьей, получив квартиру в Кишиневе. А в 2008 году Александр Григорьевич ушел из жизни. Его младший брат Иван приезжал на похороны, привез в Староминскую коробку с наградными удостоверениями и большой планшет с боевыми и послевоенными наградами полковника А.Г. Луговского, который хранит как главную семейную реликвию.

 

Не менее ярко складывалась фронтовая судьба второго сына староминских казаков Луговских – Николая. Из всех шестерых братьев только он и старший Александр в годы войны подходили по возрасту под призыв. Боевой путь Николая Григорьевича начался осенью 1942 года после окончания 10-го класса Старо-Минской средней школы № 1. А предшествовали призыву годы совместной учебы и дружбы с другим выпускником шестого выпуска школы - знаменитым кубанским поэтом Иваном Фёдоровичем Вараввой.

 

 

ПРИКАЗАЛИ ЧИСЛИТЬСЯ… ПОГИБШИМ

 

Знаменитым поэтом он стал позже, когда после войны окончил Московский литературный институт им. А.М. Горького. Однако добротные стихи Иван Варавва писал еще со школьных лет, что подтверждает оригинал его стихотворения «Выпускники», датированного 31 мая 1942 года и посвященного своему «лучшему другу Николаю Г. Луговскому».

 

Сейчас два ветхих от времени тетрадных листа, заполненных четким каллиграфическим почерком И.Ф. Вараввы, бережно хранятся в семейном архиве Ивана Григорьевича Луговского. Есть там и такие строчки:

 

Кто любит счастье и свободу,

 

Тот настоящий патриот.

 

Он все готов отдать народу,

 

Готов погибнуть за народ!

 

Наш путь один – совместно с вами

 

Нам быть с винтовкой на полях,

 

Где братья борются с врагами,

 

Где терпят гитлеровцы крах.

 

Жизнь вскоре подтвердила устремления 17-летнего Вараввы. Иван Фёдорович с винтовкой в руках отчаянно сражался с гитлеровцами со второй половины 1942 года до окончания войны. И первый среди перечисленных в его стихотворении друзей – Коля Луговской – тоже отправился защищать Родину, однако воинской его специальностью стала зафронтовая разведка.

 

Как рассказал Иван Григорьевич, его брат весьма преуспел в школе в изучении немецкого языка. Поэтому попал в особую учебную часть, где ему полностью изменили имя, фамилию и биографию. Разнообразные навыки разведчиков они постигали сутками. Занятия проводились только на немецком, знание которого оттачивалось до автоматизма. А потом 18-летнего юношу в форме рядового немецкой армии с искусно подделанными документами десантировали за линию фронта, где во вражеских воинских подразделениях и штабах действовала строго законспирированная сеть советских разведчиков, передававших ценнейшие сведения нашим.

 

О некоторых подробностях опасной службы в тылу врага Николай Григорьевич смог рассказать только через полвека после окончания войны. О действиях зафронтовой разведки, когда каждый день – это хождение по лезвию бритвы, можно написать остросюжетную книгу или снять захватывающий фильм. Но даже спустя 50 лет после Победы разведчик Луговской поведал родным только несколько эпизодов. Самый «забавный» - как его чуть было не расстреляли свои же бойцы, когда он по заранее спланированному плану оказался на нашей стороне в форме гитлеровского вояки. Вот уж поистине – свой среди чужих, чужой среди своих.

 

Но самым тяжелым было то, что для матери, сестер и младших братьев его к тому времени не было «в живых». Несколько писем пришло от Николая в Староминскую в конце 1942-го, после чего наступило тягостное молчание. А потом домой поступило специально составленное уведомление командира о том, что он якобы «пропал без вести» в одном из боев.

 

Да, официально Н.Г. Луговской был «погибшим», и все для того, чтобы «замазать глаза» контрразведке фашистов. Таковы суровые реалии войны, родным и близким военнослужащих спецподразделения не положено было знать об их истинной службе за линией фронта. Лишь в конце войны Николай чисто случайно встретил родного отца в одном из военных госпиталей в Варшаве. У сына было легкое ранение руки, у Григория Яковлевича – тяжелая контузия в голову. Обнялись они тогда, но об истинной службе сын отцу-фронтовику не рассказал – не имел права. Зато после Победы, вернувшись на короткую побывку в Староминскую, Николай предстал перед изумленной роднёй живым и здоровым. «Что да как?!» - расспрашивали его счастливые домочадцы. Пришлось кадровому разведчику валить все на ошибки штабных писарей и полевой почты, а фронтовую свою биографию попросту выдумать – обыденную и ничем не примечательную.

 

 

ОФИЦЕРОВ БЫВШИХ НЕ БЫВАЕТ!

 

В активе фронтовика Николая Луговского, как и у Александра, несколько серьезных наград. От медалей «За отвагу», «За боевые заслуги» и взятие крупнейших городов до орденов Красной Звезды и Отечественной войны. Гордится наш земляк тем, что после объявления о капитуляции гитлеровцев он собственноручно расписался на стене Рейхстага.

 

Естественно, его оставили после войны служить в Германии. А в дальнейшем наш земляк окончил высшее артиллерийское училище и Военный институт иностранных языков в Москве. И, помимо немецкого, овладел в совершенстве английским и персидским. Служил в ГРУ при Министерстве обороны СССР, затем военным атташе в дипломатических миссиях в Иране, Афганистане и ФРГ. В отставку вышел полковником, «догнав» в звании старшего брата.

 

Николаю Григорьевичу, родившемуся 16.09.24 г., исполнилось полных 90 лет. Он проживает сегодня в Москве. В столице до недавнего времени проживал и его сын Игорь. Тоже кадровый военный и тоже полковник. Три полковника воспитал для страны староминский казак, рядовой пехотинец Григорий Яковлевич Луговской! Двоих сынов и старшого внука. Их отца и деда давно нет на свете. Семь лет назад не стало Александра Григорьевича. А совсем недавно тяжелая болезнь скосила полковника Российской армии Игоря Николаевича Луговского.

 

После внезапной кончины сына Николай Григорьевич сильно сдал. Дожив до преклонных лет, решил передать младшему брату Ивану в Староминскую некоторые награды и фотографии. Но И.Г. Луговскому самому 77 лет, поэтому наследник боевой и воинской славы братьев и отца стремится поделиться этими воспоминаниями с земляками. А также задумывается о том, чтобы передать часть семейных реликвий Староминскому историко-краеведческому музею.

 

…Ровно 10 лет назад, накануне 60-летия Победы, «Степная новь» в материале Галины Мирошниченко впервые написала о доблестных наших земляках. Был еще жив полковник Александр Луговской. Был бодр и подтянут легендарный разведчик, полковник Николай Луговской, а его сын Игорь еще самоотверженно служил Отечеству. Был жив и «кубанский кобзарь» Иван Федорович Варавва, который регулярно вспоминал станичного друга Колю. Дарил свои книги, поздравлял с праздниками, а в 1978 году посвятил Николаю еще одно стихотворение – «Солдатская юность». Оно опубликовано в поэтическом сборнике И.Ф. Вараввы «Цветы и звёзды» и завершается такими напевными и грустно-щемящими строками:

 

Юность, юность моя!

 

Ты прошла пол-Европы геройски,

 

Потому откровенно

 

Сегодня с тобой говорю:

 

Стой, армейская юность!

 

Закурим давай папироску,

 

Постоим, помолчим

 

На студёном колючем ветру.

 

Уходят годы, забываются лица, выступают новые заботы-тревоги. Великой Победе скоро 70 лет, и живых ее свидетелей осталось совсем-совсем мало. Но не зря говорят: офицеров бывших не бывает. Пока мы помним, с фотокарточек будут смотреть - как живые - наши дорогие фронтовики. Они, как и прежде, в строю. Сегодня, когда в мире бродит призрак нацистского реванша, они нужны нам, как никогда. И если посрамим их честь – нет нам прощенья!

 

Архив новостей
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
На Апрель
1
– День смеха
2
– Международный день детской книги
6
210 лет со дня рождения Александра Ивановича Герцена (1812-1870), русского писателя, философа, общественного деятеля
7
– Всемирный день здоровья, День косметолога
8
– День сотрудников военных комиссариатов
11
– Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
12
– День космонавтики
13
– День мецената и благотворителя России
17
– День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск
18
– Международный день памятников и исторических мест
19
День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи
20
– День донора России
21
– День местного самоуправления, День главного бухгалтера в России
22
– Международный день Матери-Земли
23
– Всемирный день книги
26
– День реабилитации кубанского казачества, День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
28
- Всемирный день охраны труда, День работников скорой медицинской помощи
29
- Международный день танца
30
- День пожарной охраны, Международный день ветеринарного врача
30 лет со времен создания краевой «Книги Памяти»

Православный календарь

1
– праздник Смоленской иконы Божией матери «Умиление»
4
- праздник иконы Божией матери «Изборская»
7
- Благовещение Пресвятой Богородицы
16
– Лазарева суббота
17
– Вербное воскресенье
21
– Чистый четверг
22
– Страстная пятница
23
– Великая суббота
24
- Пасха
Погода
Староминская 
Реклама